Мнение кинолога о зоозащите (владелец лайки), Ногинск, М.о.

Историческая справка: Охотничья собака (лайка) или фундаментальный лайкоид, коим являются большинствво собак северо-восточной диаспоры. Является охотничьей собакой, находит белку или иную дичь, после чего охотник снимает её при помощи ружья. Также лайка может "держать" лаем и злобой и крупную дичь, не давая ей двигаться с места, после чего охотники снимают зверя из ружей. Может служить и в качестве ездовой, но строение корпуса и конечностей не делает это главным предназначением.

Впервые собака типа лайки появилась возле Ладожского озера, собака занималась охотой путём загона в кольцо огня копытных во время лесных пожаров. Таким образом люди, переняв от собак способ жарить мясо, зажарили первый шашлык и обожгли перый горшок.

Хвост собаки являлся типа флагом в высокой траве, поэтому древние люди впервые в качестве флагов применяли шкурки животных. Иерархия стаи собак явилась главным основоположником структуры человеческого общества, какого нет ни в обществе шимпанзе, ни в обществе слонов, ни тем более копытных. Собака создала человека, и нет никаких причин это отрицать.

Человеку не менее миллиона лет, собаке пятьдесят тысяч. Так кто венец творения? Человечскому виду произошло расщепление пятьдесят тысяч лет назад- половина стали неандертальцами и вымерли, половина стали людьми и стали Друзьями собак. И те, которые стали неандер, не нашли общего языка с собаками, а кто стали разумными, стали собаководами. Интересно, да? Да потому что собаки уже тогда умели ладить с огнём и металлом, приручать копытных.

Далее приведу отрывок из одного зоозащитного блога, автор которого не со всем согласен:

Решение проблемы бездомных собак, похоже, приняло извращённый характер. Недавно у нас на посёлке Октября несколько дворняжек умерло от разбросанного яда. Есть приют, в который, однако, просто так несчастную голодную псину пристроить не получится- для этого надо писать в администрацию коллективную петицию, мол, собаки нам мешают, после чего "соответствующие службы" начинают свою работу. К чему привела ликвидация собачьих стай- на их место пришли новые, притащили с собой вспышки заболевания бешенством. Доигрались с городской экологией! Метод борьбы с надвигающейся эпидемией мэрия прописала тот же- отлов в приют. Но вместо этого собак зачем-то перетравили, больше всего тех, кого сердобольные жильцы на свои деньги уже стерилизовали и привили. Кому надо было? Появившимся неким догхантерам или "законным" собаколовам?

Верю, что приют- бедная муниципальная организация, просящая помощи у волонтёров, не способная пригреть и пристроить всех, и большинство собак там медленно переходит в раздел "они не дождались". Между тем на неофициальном сайте города обсуждались способы улучшить ситуацию, например, в торговых центрах наряду с ящиками для пожертвований "на благотворительность" поставить ящик и "на приют". Так такие вопли на форуме начались: да как вы можете сравнивать гуманитарную помощь с какими-то собаками! Да не дай Бог, если кто деньги мимо "святого" ящика в "несвятой" положит! Понимаю. Когда подаёшь на храм, приходишь одержимый мыслью о совершении самого "акта добра", после чего у денег вырастают крылья и они летят прямиком к Господу, а ты уходишь с чувством выполненного долга...

Когда же даёшь на собак, психологически это воспринимаешь как целевой взнос на довольно приземлённые нужды, чтобы купили собачкам еду, оплатили расходы, да не растранжирили по дороге. В общем, не доверяют. Да и рассказы на слуху, как низкооплачиваемые сотрудники растаскивают домой просроченные сосиски, списанные из магазинов для приюта. Сам же приют, словно нарочно, упрятан от посторонних глаз так, что не найдёшь, даже в Интернете нет ни его адреса, ни телефона.

Вообще, с позиции современных учёных-кинологов, проблемой безнадзорных животных занимаются как-то странно и убого, чем не только её не решают, но и получают вредные последствия от такой работы. Чтобы лучше понять, кому мешают безнадзорные собаки и что с ними делать, надо сперва разобраться, а кто они такие, эти безнадзорные?

Условно их можно разделить на три категории, отношение к которым может сильно различаться между собой:
1. Дворовые;
2. Истинно бродячие;
3. Потерянные (не только физически, чаще морально).

Дворовые собаки, согласно исследованиям многих видных учёных, таких как Е.Н.Мычко (МГУ), обычно далеко не голодные-холодные, а нашедшие свою нишу в биологической системе животные, достаточно надёжно обеспеченные всем необходимым для сносного существования. У них вся территория поделена между стаями, вточь как у людей между мафиозными кланами, все источники питания- и основные, и куча резервных, места отдыха и прочее- довольно развитая и продуманная "инфраструктура". Многие стаи живут на объектах- рынках, фермах, предприятиях (больше пищевых), стройках, больничных городках, и т.д. Зачастую там их неплохо подкармливают. Иногда охрана не хочет тратиться на профессиональную кинологическую службу, гораздо выгоднее иметь на территории вездесущую горластую стаю, реагирующую на каждый шорох. Так до поры охранялся один из местных мясокомбинатов. Представляете, в каких кабанов на тамошних харчах отъелись дворняжки!

У данной категории собак налажена своя иерархия, есть кобель-доминант (не путать с вожаком, роль которого в стае выполняет старая опытная сука), основная стая с нелинейной иерархией, и несколько собак с низким социальным статусом, охраняющих границы владений- т.н. "пограничников". Все они знают своё место в стае и получают свою долю добычи.
НО САМОЕ ГЛАВНОЕ- ОСЕДЛЫЕ СТАИ НЕ ДАЮТ ПРОНИКАТЬ НА СВОЮ ТЕРРИТОРИЮ ЧУЖИМ ЖИВОТНЫМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ МЕСТ, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ, ПРЕПЯТСТВУЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗАРАЗЫ.
Они не дают приходить в город не только чужим собакам, но и диким животным- лисам, крысам и т.д. и т.п. Были случаи, когда зашедшего в Москву лося атаковывали собачьи стаи- всё правильно, ведь это их работа.

Теперь представьте себе, что их, рождённых и живших свободными, никогда не считавшими человека за хозяина, забирают в приют! Для них это настоящий концлагерь, Асвенцум, Бухенвальд, где гордого доминанта посадят в один карцер с -тьфу!- пограничной "шестёркой" и будут приучать признавать за господина каждого встречного лишь за то, что тот человек! Почему никто не принимает во внимание психологические страдания собак, когда речь идёт не о дрессируемых для службы породах, а простых дворнягах?!

В Москве уже не раз проваливалась программа по стерилизации стай и возвращению их на насиженные места. Вроде бы так они становятся менее агрессивными, и в то же время не теряют своей функции в экологии города. Но собак продолжали убивать, а деньги на проект "исчезали". Насчёт агрессивности стай можно сказать, что к постоянным жителям своих территорий и зачастую к их собакам оседлые стаи совсем не агрессивны, принимают их за своих, дети этих собак любят, сердобольные жильцы подкармливают. Единственная задача со стороны экологов была бы иногда обрабатывать дворняжек против блох и прививать раз в год. Зато не было бы нынешних вспышек бешенства, которое, по-видимому, принесено на освободившиеся места собаками другой категории- истинно бродячими.

Истинно бродячие собаки- это не нашедшие своего места в стаях изгои, перемещающиеся с места на место, не встречая "тёплого приёма" нигде, пока не найдут освободившуюся территорию, где собъются в новую стаю. В такой стае непрерывно идёт борьба за власть, не только между собой, но и с окружающими людьми, они по-настоящему опасны! У них нет организованных днёвок, не налажены источники питания, они тощие, больные и блохастые. Такое явление как "собачья свадьба", чаще бывает именно у кобелей, не способных поделить такую же приблудную суку, чем в оседлых стаях, где все суки распределены.
Можно сжалиться над ними, отмыть, выкормить, однако эти собаки не только рождены свободными, но ещё и не привыкли к субординации. Характером они либо крутые, либо совсем "всмятку". Станут ли они людям настоящими друзьями- сомнительно...

И наконец, собаки, которых действительно до боли жалко- это те, которых бросили хозяева. Причём не только в прямом, но и в переносном смысле, то есть те, в отношении которых владельцы не выполняют свои обязанности по уходу. Собаку можно обучить многому, пройти курс послушания, социализировать, но оказавшись без присмотра, "домашняя" собака часто теряется, а та, которой дозволялось гулять самой по себе- совсем отбивается от рук. Они часто становятся жертвами ДТП, бомжей, догхантеров, или просто пропадают без вести. Именно эти собаки, как никакие другие, нуждаются во внимании со стороны приютов. Дворовые с рождения собаки выживут. А как, скажите, выжить убежавшему за течкой пекинесу или той-терьеру? Или вот, валяется пьяный горе-собачник, его полиция забрала, отогнав (хорошо, что не убив!) собаку. Ну и куда ей деваться?! Довольно часто приходится подбирать породных, но запущенных собак, приводить их в божеский вид и искать хозяев.

Конечно, лучше это делать организованно силами специальной службы, имеющей базы данных, связи с полицией, с клубами, и т.д. Это актуально в том числе потому, что на чужом горе итак много спекуляции. Вот пример- бабулька нашла во дворе дорогую собачку, развесила объявления, потом ей позвонили: мол, мы не хозяева, но крутые профессионалы и всех владельцев тут знаем, поможем хозяев найти. Бабка рада- добрые люди займутся. Забрали у неё собачку, не дав ни копейки. Хозяев нашли, вот только хозяева чуть в морг не легли после того как эти "профессионалы" им выставили счёт за услуги содержания! "А иначе не увидите больше своего пса!" Если бы занималась единая служба и работали нормальные специалисты, могли бы получать неплохую прибавку за счёт вознаграждений с найденных собак, учитывая и свои расходы и материальные возможности владельцев. Ещё можно оказывать недорогую услугу по временному содержанию собак на время отъезда хозяев.

Особо ко всему сказанному хочется добавить, что морально потерянные собаки- это настоящий бич (если не ВИЧ). И виноваты в этом не только недобросовестные владельцы, но и горе-заводчики низкопородных собак, которых либо обманом впаривают за дорогих, либо по-честному сплавляют "для души". Что такое "для души", хорошо известно. Это означает самый минимум обязательств, а то и вовсе наплевательское отношение к питомцам. В Ногинске вся округа заполонена псевдопекинесами- результат деятельности двух "квартирных питомников", размножающих всё, на чём можно срубить любое бабло. Один из этих рассадников находится на Комсомольской улице, другой на шоссе Энтузиастов. Человек поверит этим людям, отдаст большие деньги, получив заверение, что щенки "от чемпионов". А что в результате вырастает? На это страшно смотреть! Перекосы челюстей, "бульдожина", пухлявая шерсть, косолапость... Теперь повторяется та же история и с йорками, такого качества, что судьи на выставках меж собой называют их "мочалками".

И какая же реакция будет у удалого владельца бывшей "гламурной" собачки, когда он узнает, что это практически не порода? Выместить гнев на заводчиках-аферистах? Те заявят, что "это бывает, купите у нас новую собачку- она ещё лучших кровей и потому ещё дороже, без обмана, чес-слово!". Любить на словах, может быть, хозяин её и будет продолжать, но содержать по-правилам наверняка уже не станет. У него просто опустятся руки. Это значит, что вместо "Хиллса" будет еда со стола, свободный выпас и отношение как к некой ошибке, которую надо пережить. А кому-то собака- всё равно "любимый ребёнок", и это часто означает вседозволенность, что ещё хуже, особенно если собачка не маленькая и достаточно буйная. Страдают и псина, и окружающие люди.

Пока нет законов, чтобы собак изымать, но хорошенько прожарить и таких хозяев, и питомники, производящие потенциально брошенных собак, со стороны общественности надо бы. И надо для себя составить "чёрный список". То, что ногинский зоорынок из-за таких вот "товарищей" стал местом прокажённым, прескорбно. Ведь есть же в городе достойные разведенцы! Ущербное наследие бывшего клуба "Норд-Богородск" не только не выгноилось, но и оформилось в "квартирные питомники" с кричащими названиями. Не говоря уже о московской "Птичке" на рынке "Садовод", где после рыночных выходных аферисты выбрасывают в лес десятки не проданных фальшивых "йорков", "шнауцеров" и "овчарок". Потому, друзья, будьте бдительны, приходите приобретать собак только со специалистом, независимым от клубов и питомников. Ведь и у кинологических организаций бывают с аферистами общие интересы. Когда у мошенников никто никого не станет покупать, те постепенно прекратят свою грязную деятельность. Останутся только заводчики с безупречной репутацией, которые буквально носят породу на своих руках. Об этом, как говорится, мечтать не вредно...

Я знаю таких, но меня за это порвут! Два "питомника" клеточного типа в Ногинске и Стали, есть отчень "влиятельные", где "питомники" яко бы мирового масштаба вывозят пекинесов на выставки, затем опять помещают в концлагерь на многие месяцы. Это пекинесы, таксы, гриффонны, йорки и прочие "коммерческие" породы. Единственное средство против них- это приходить к ним с использованием портативной видеокамеры, снимающей как там всё находится. И это должно стать следственным доказательством. Видеозапись, конечно, необходимо продублировать и на диск, и в Интернет, чтобы вещдоки жестокого обращения с животными не пропали.

Дать им швабру в руки и пусть метут, научить их работать дворниками.